Санкции и деревянное домостроение: как «выживает» отрасль в 2022 году

Восемь пакетов санкций, введённых странами Европы против российского бизнеса, продемонстрировали, что направить внимание на внутренний рынок необходимо было, как говорится, «ещё вчера».
В частности, с большими проблемами на фоне ограничений в 2022 году столкнулся отечественный лесопромышленный комплекс. С 10 июля под запрет импорта попали такие важные для производителей из РФ категории товаров, как фанера, древесные плиты, топливные гранулы — вся продукция под кодом ТН ВЭД 44. Также под санкциями находятся немелованная крафт-бумага и картон (код ТН ВЭД 4804) и древесная масса, полученная сочетанием механического и химического способов, под кодом ТН ВЭД 4705.

Очевидно, что список запрещённых в Европе российских товаров пополнился основательно, хотя уже смирившиеся с ситуацией в отрасли лесопромышленники отмечают, что восьмой пакет санкций по масштабам уступает предыдущему и большого вреда бизнесу не несёт: самое большое падение экспорта произошло летом. От новых запретов пострадают в основном предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, часть из которых ещё до введения новых ограничений наладила поставки на другие рынки. 

А что можно поставлять в ЕС?

Во-первых, отметим, что те экспортёры, которым посчастливилось до 7 октября 2022 года заключить контракты на поставку товаров под вышеперечисленными кодами (имеются в виду коды, включённые в восьмой пакет санкций), смогут выполнить свои обязательства. Они могут ввозить законтрактованные товары в страны Европы до 8 января 2023 года.
Во-вторых, пока под запрет импорта попадает не вся российская лесопродукция. Разумеется, для производителей фанеры и пеллет европейский рынок закрыт.


Развиваем переработку леса внутри страны за счёт деревянного домостроения:

  • Пока европейцы продолжают складывать санкции в пакет с пакетами и уже грозят российскому бизнесу девятым списком ограничений, эксперты лесной отрасли настаивают на необходимости развивать своё производство внутри страны и наращивать внутренний рынок потребления.
  • Ранее мы не раз писали о том, что одним из способов для удержания ЛПК «на плаву» является стимулирование деревянного домостроения, на которое в последние два года наблюдался большой спрос со стороны населения.
  • Так, на выставке «Лесдревмаш», которая состоялась в сентябре текущего года и на которой все четыре дня присутствовала команда «Лесного комплекса», много внимания было уделено новым проектам в сфере деревянного домостроения.
  • В рамках третьего дня работы выставки состоялась конференция «Рынок пиломатериалов в процессе восстановления: экспорт, потребление, производство», на которой эксперты обсудили состояние рынка, возможности экспорта пиломатериалов и их потребление внутри страны.
  • Максим Молчанов, директор по работе с регионами и PR Ассоциации деревянного домостроения, в своём докладе отметил, что в 2022 году рынок деревянного домостроения столкнулся с рядом проблем. Так, в среднем спрос на деревянные дома сократился на 20–50% по стране, в то время как цена закупки пиломатериалов в сравнении с январём текущего года снизилась на 25–35%. Эксперт также отметил, что к четвёртому кварталу года можно ожидать их подорожания.

При этом стоимость самих домов (со строительством) снизилась только на 5–7%. В Ассоциации деревянного домостроения это связывают с ростом цен на отделочные материалы и инженерию.
«В августе-сентябре некоторые компании начали давать дополнительную скидку в 5–10% из-за того, что производственные мощности недозагружены», — отметил Максим Молчанов.
Серьёзные проблемы сегмент деревянного домостроения испытывает в области поставок запчастей и комплектующих к оборудованию.
Одно из предложений АДД, призванное отчасти решить данную проблему, состоит в том, чтобы предоставить промышленным предприятиям, связанным с деревянным домостроением, льготное кредитование на закупку запасных частей и проведение капитального ремонта оборудования.
Также в АДД предложили запустить льготную ипотеку на приобретение деревянных домов.
«Обеспечить предоставление льготной ипотеки на цели индивидуального жилищного строительства с применением деревянных несущих конструкций, произведённых индустриальным способом, в размере ключевой ставки ЦБ, сниженной на 2%», — говорится в письме.

Меры поддержки отрасли в 2022 году

Если говорить о тех мерах поддержки, что уже действуют, то стоит упомянуть утверждённую в этом году Дорожную карту в области пожарной безопасности. Она предусматривает проведение 25 мероприятий до 2024 года, которые расширяют области применения деревянных конструкций с упором на CLT-панели и LVL-брус. В частности, речь идёт о развитии в России многоэтажного деревянного домостроения. Например, в этом году специалисты планируют установить минимально необходимые с точки зрения пожарной безопасности расстояния между деревянными зданиями.

Первые проекты деревянных многоэтажек, к слову, уже есть, и они реализованы. Холдинг Segezha Group, например, построил в Вологодской области 4-этажные жилые здания из CLT-панелей собственного производства.

АДД уже успешно проведён конкурс типовых проектов деревянных домов. Все 40 проектов, среди которых есть как частные дома, так и многоквартирные здания, детские сады и фельдшерские пункты, прошли госэкспертизу и доступны для бесплатного скачивания во всех регионах страны. Экспертиза таких домов будет происходить по упрощённой схеме.
Отдельно стоит упомянуть поручения премьер-министра РФ Михаила Мишустина по итогам форума «Среда для жизни — 2022». Так, г-н Мишустин поручил разработать меры поддержки ИЖС с использованием домокомплектов, в том числе:

  • льготное финансирование создания и модернизации производств;
  • софинансирование приобретения гражданами домокомплектов;
  • субсидирование ставки по ипотеке на строительство с использованием домокомплектов.

Время объединяться

Из вышесказанного можно сделать вывод, что на государственном уровне какая-то поддержка отрасли всё-таки ведётся. Но и регионах местные производители не сидят на месте. Так, в Нижнем Тагиле на территории бывшей мебельной фабрики предприниматели решили основать технопарк в сфере деревообработки и домостроения «Пролес».

«Мы уже давно работаем вместе и поэтому решили, что будем пробовать создавать свой кластер. В Агентстве стратегических инициатив (АСИ) нам подсказали, что пока нам не хватает резидентов и территорий, и на данном этапе такая форма, как технопарк, подошла нам больше. Мы решили создать на территории фабрики, где уже много лет работаем, технопарк в сфере деревообработки и домостроения, куда потенциальный покупатель сможет прийти и приобрести всё для строительства в одном месте», — рассказала директор управляющей компании технопарка Лилия Софина.
Новый технопарк занимает территорию площадью 17,5 тыс. квадратных метров. В данный момент здесь работает пять резидентов, один из которых — деревообрабатывающее предприятие, изготавливающее различные виды деревянной продукции: от простой обработанной доски до сращённого бруса. Произведённые материалы поступают напрямую к следующему резиденту технопарка, который, в свою очередь, производит деревянные окна со стеклопакетами, двери и порталы.
Такой подход позволяет существенно снизить затраты на логистику: с перевозкой груза из одного цеха в другой, а их разделяет всего несколько метров, легко справляется один погрузчик.
Также на территории технопарка «Пролес» работает завод по выпуску модульных и каркасных домов, которые пользуются спросом у жителей Екатеринбурга и ближайших к нему населённых пунктов. Необходимое сырьё компания приобретает на местной лесопилке.
Решение проблемы с образующимися в процессе производства и деревообработки отходами в технопарке также предусмотрели: на территории установлена линия по производству топливных гранул.
«Вообще деревообработка — бизнес сложный: ты должен сделать большую работу, чтобы получить приемлемую прибыль. Но с деревом интересно работать, потому что это живой материал. На территории мебельной фабрики осталось оборудование прошлых лет: сушки, пилорама. Мы это поддерживаем в рабочем состоянии, используем, а также закупаем новые агрегаты», — подчеркнула Лилия Софина.

 

Источник